5:1 в пользу дока. Лучшие украинские фильмы за пять лет

2017 год может стать прорывным для украинского кино — если не по качеству фильмов, которые выйдут в прокат (может, они и не получат наград на больших кинофестивалях), то хотя бы по их количеству. Зрители узнают, каково это — почти каждую неделю ходить на новый фильм, созданный кем-то, кто, вполне вероятно, живет в соседнем доме, учился в параллельном классе и реагирует на те же раздражители.

Поиски историй «про нас» – это, пожалуй, главная причина, почему нужно отслеживать премьеры украинских фильмов. До конца нынешнего года, по прогнозам, на широкие экраны должно выйти около десяти картин. Впрочем, стоит оглянуться назад и вспомнить лучшие украинские полнометражные фильмы за последние пять лет

«Красна Маланка» Дмитрия Сухолиткого-Собчука (2013)

Полная версия фильма «Красна Маланка»

Д окументальный фильм, над созданием которого Дмитрий работал четыре года, существует в двух версиях: 50-минутной и 90-минутной прокатной.

Вопреки устоявшейся в украинской культуре традиции, «Красна Маланка» далека от романтизации украинского села как территории чудес — не в последнюю очередь именно за это (отсутствие критического взгляда) старшее поколение кинематографистов так любит украинское поэтическое кино. Главная тема в этой работе — празднование Маланки в селе Красноильск Черновецкой области и те хтонические слои, которые вскрываются в процессе подготовки и проведения самих ритуалов.

Маланка — старый праздник, находящийся на стыке культур и парадигм христианства и язычества. Эту противоречивость и в то же время естественность Сухолиткому-Собчуку удалось показать без «говорящих голов», закадрового голоса или навязчивой музыки.

Теперь он заканчивает работу над короткометражным фильмом «Штангист», в планах — полнометражный «Памфир». 

«Племя» Мирослава Слабошпицкого (2014)

Г лавный украинский фильм последних пяти (а то и больше) лет: каннский призер, обладатель премии Европейской киноакадемии и причина одного из самых громких скандалов в украинском кино эпохи независимости. Не выдвинув «Племя» от Украины на «Оскар» в 2014 году, оскаровский комитет (в дореволюционном составе) лишил нашу страну реального шанса попасть в финальную номинацию «Лучший иностранный фильм».

Как бы то ни было, «Племя» — феномен, по которому Украину знают на приличных кинофестивалях мира, и успех Слабошпицкого — единственная причина, по которой от украинского кино еще что-то ждут в мире.

История о том, как приличный мальчик попадает в ад, где влюбляется и пускается во все тяжкие, снята на языке жестов, в мрачных тонах, без закадровой музыки и длинными планами (операторскую работу Валентина Васяновича часто забывают упомянуть в связи с успехом «Племени», что несправедливо).

«Племя» — самый настоящий (и один из немногих в украинском игровом кино) концентрат кинематографа. В этом, пожалуй, и кроется основная причина его успеха.

Сейчас Мирослав работает над своим вторым фильмом «Люксембург» и продюсирует экранизацию романа Олеся Ульяненко «Серафима» (режиссером выступит Марыся Никитюк). 

«Сумерки» Валентина Васяновича (2014)

В один год с «Племенем» вышел документальный фильм его оператора и сопродюсера о пожилых матери и сыне, живущих в глухом селе. Оба в каком-то смысле ждут смерти, но в этом ожидании больше жизни, чем в куче фильмов «о позитивном», появление которых на экране якобы так ждет массовый зритель.

Интересно, что до «Сумерек» у Васяновича были попытки снять игровое кино — обе, мягко говоря, провальные. После успеха этой документальной истории (фильм получил приз как лучшая картина национального конкурса ОМКФ в 2014-м) режиссер вернулся к игровому кино. На этот раз он не отходил далеко от облюбованного еще в «Против солнца» метода: найти реального героя и снять сконструированную на основе его жизни историю.

Новый фильм Васяновича «Уровень черного» выдвинут в этом году на «Оскар» от Украины. Режиссер готовится к следующему фильму под названием «Атлантида». 

«Все пылает» Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова (2015)

О событиях 2013—2014 годов на Майдане снято немало фильмов. Было бы досадным упущением, если бы кинематографисты не взялись за такую тему. Собственно, именно Революция достоинства стала толчком для небольшого документального бума в Украине.

Фильм журналистов Течинского, Солодунова и Стойкова вырос из видеорепортажей о Майдане, которые они делали для Frankfurter Allgemeine Zeitung. То ли озвученное изданием, то ли имманентное и свойственное профессии требование сохранять баланс, освещая революционные события, привело к особой оптике, которая осталась во «Все пылает»: его создатели не проявляют своих симпатий и объектом своего интереса также делают не одну сторону, а процесс протеста в целом.

«Все пылает» обвиняют в излишней эстетизации революции, но то, что принято называть «красивой картинкой», в случае с этим фильмом не маскирует режиссерские прорехи, как это часто бывает, а делает происходящее на экране более объемным и живым.

Александр Течинский закончил снимать новый фильм — «Дельта», который выйдет на украинские экраны в 2018 году. Алексей Солодунов и Дмитрий Стойков кино не снимают. 

«Varta1. Львов. Украина» Юрия Грыцыны (2015)

Полная версия фильма «Varta1. Львов. Украина»

О т эстетствования маятник качнулся в другую сторону — и на первый план выходит подчеркнуто сдержанный, формалистский эксперимент на ту же тему — Майдан, последние дни стрельбы в Киеве и первые похороны участников трагических событий.

В «Varta1» не пересекаются видео- и аудиодорожки: первая снята на VHS-камеру на окраинах Львова спустя год после февральских событий 2014-го, вторая сшита из реальных переговоров участников львовского Автомайдана, вышедших патрулировать улицы в последние дни революции, когда милиция перестала это делать.

Удивительным образом радиопьеса из записей Zello отражает практически все важные конфликты, возникшие в обществе после Майдана. Видео Грыцыны кажется здесь лишним, но, с другой стороны, его отстраненность, запечатленные унылые снежные пейзажи львовских промзон и сам факт, что снято это намного позже, чем произошли разговоры, зафиксированные на аудиозаписи, предлагает некую дистанцию. Некоторые фильмы о Майдане тем и тяжелы, что рассказывают в основном очень эмоциональную историю (та же «Зима в огне»), но не копают глубоко. Грыцына же предлагает особый взгляд, и тем ценнее «Varta1», что взгляд этот он сумел выразить в кино.

Теперь Грыцына живет в Германии. 

«Жива ватра» Остапа Костюка (2015)

https://youtu.be/i6NqyG1X6a8

Легально фильм можно посмотреть на Megogo

Ф ильм-сувенир, идеальное кино для того, чтобы показывать на заграничных кинофестивалях: мол, Украина — это не только война, коррупция и Чернобыль. Это еще и Карпаты, и теряющиеся в потоке времени традиции, и красивые пейзажи, и реальные люди, живущие в гармонии с этими пейзажами.

При этом Костюк показывает жизнь пастушеских династий в Карпатах далеко не в той тональности, которую всякий раз берут чиновники из министерств, говоря об украинских традициях. Он не забивает человеческие истории умерщвляющим все на свете пафосом, а попросту демонстрирует: есть вещи, со смертью которых меняется жизнь целых поколений людей.

Остап подавался с новым проектом (фильм «Забавка») на последний питчинг Госкино, но не получил нужного количества баллов от комиссии. 

 

Ранее мы составили список самых важных украинских короткометражных фильмов за пять лет.


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook и Twitter.
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку внизу страницы.

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis