Как музыканты зарабатывают на продажах альбомов в эпоху стриминговых сервисов

Количество подписчиков стриминговых музыкальных сервисов продолжает расти. И если слушатели от этого только выигрывают, то музыкантам стало сложнее зарабатывать на продажах как физических, так и цифровых копий своих альбомов. Рассказываем, как мировым звездам удалось адаптироваться к новым правилам игры и остаться в плюсе

В прошлом году стриминговые сервисы принесли американской музыкальной индустрии [simple_tooltip content=’51% в 2016 году против 36% в 2015 году’]более половины[/simple_tooltip] общего дохода — это 3,9 миллиарда долларов. Оплачивая подписку на Apple Music или Spotify (раз в год или ежемесячно), можно получать доступ не только к композициям, уже имеющимся в интернете, но и практически ко всем новым релизам — больше не нужно отдельно платить за сингл или альбом. Это выгодное предложения для слушателей, которое привело к падению продаж физических и цифровых копий.

Сегодня 150 прослушиваний одной композиции на стриминговых сервисах эквивалентны одной продаже трека, а 1500 прослушиваний пластинки — одной продаже альбома. Такое решение было принято в 2014 году изданием Billboard, известным своими музыкальными чартами, а вскоре и Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний. Однако альбом набирает нужное количество прослушиваний не так быстро, как отдельные треки, и для повышения эффективности продаж сами исполнители и менеджмент их лейблов заключают партнерские сделки с другими компаниями, ограничивают продажи в рамках одного сервиса и ищут альтернативные каналы распространения. Рассказываем о самых интересных 

Тейлор Свифт
альбом Reputation, 2017

В октябре Тейлор выпустила шестой студийный альбом — Reputation. Первую неделю он был доступен исключительно на iTunes, а на стриминговых сервисах вроде Spotify и Apple Music пластинка вышла спустя семь дней. Благодаря такому ходу она установила абсолютный рекорд этого года, продав за неделю более 1,2 миллиона цифровых копий.

Еще Свифт заключила контракт с американской службой доставки UPS. В рамках промо фанаты, опубликовавшие в соцсетях селфи с грузовиком компании, получали тематические призы. Кроме того, UPS выкупила у певицы неоглашенное количество альбомов — все, кто оформил предзаказ физической копии Reputation через сервис UPS, получали в подарок еще три цифровые копии сборника.

В дополнение ко всему Свифт заключила сделку с сервисом продажи билетов Ticketmaster. Она изменила привычную схему распространения билетов, придумав систему очков, которые начислялись за ежедневное выполнение определенных действий. К примеру, за постинг контента с певицей в соцсетях, просмотры ее видео на YouTube, лайки постов и другое пользователю начислялись очки, за которые можно было купить билеты. Таким образом Свифт намеревалась предоставить билеты в первую очередь своим преданным фанатам, для которых, по ее словам, такая активность и без того является частью «ежедневного опыта», и в то же время оградить их от перекупщиков.

Читайте также: Как Тейлор Свифт задает тон в мировой поп-музыке 

JAY-Z
альбомы: Magna Carta… Holy Grail, 2013
4:44, 2017

За год до основания собственного стримингового сервиса и во время подготовки к релизу своего 12-го студийного альбома Шон Картер (настоящее имя Jay-Z) подписал с компанией Samsung контракт на распространение пластинки с девайсами компании. Сумма сделки составила 5 миллионов долларов.

Согласно условиям договора, Samsung выкупила у рэпера миллион копий его альбома, а пользователи смартфонов Galaxy S III, Galaxy S4 and Galaxy Note II получили бесплатный доступ к пластинке на 72 часа раньше запланированного глобального релиза. В результате альбом Jay-Z получил платиновую сертификацию в первый же день старта официальных мировых продаж.

Этим летом с релизом последней пластинки — 4:44 — исполнитель повторил успешную стратегию, заключив контракт с оператором мобильной связи Sprint, который выкупил часть тиража альбома и бесплатно предоставлял копии пользователям, оформившим пробную подписку на сервис рэпера Tidal. Также с промокодом на загрузку альбома компания предоставляла код на бесплатное шестимесячное пользование музыкальным сервисом Jay-Z, а его альбом некоторое время можно было приобрести лишь в магазине Tidal. 4:44 получил платиновую сертификацию уже в первую неделю продаж во многом благодаря этому контракту.

Читайте также: Последний рывок. Как JAY-Z идет к своему миллиарду 

Рианна
альбом Anti, 2016

Похожую стратегию партнерских сделок использовала и Рианна с выпуском альбома Anti в прошлом году. Певица, которая является партнером Jay-Z и совладелицей музыкального сервиса Tidal, также заключила партнерское соглашение с Samsung. Она предоставила компании миллион копий альбома и получила платиновую сертификацию уже через 14 часов после релиза пластинки. Однако в случае с Рианной стоимость контракта составила 25 миллионов долларов, выделенных также на кампанию по продвижению альбома и спонсирование тура певицы. Благодаря сделке с Samsung Рианна не только получила платиновую сертификацию, но и принесла сервису Jay-Z более миллиона подписчиков в день релиза Anti. 

 

Канье Уэст
альбом The Life of Pablo, 2016

До недавнего конфликта с Jay-Z Канье Уэст был его деловым партнером и сооснователем музыкального сервиса Tidal. Поэтому вышедший в прошлом году лонгплей The Life of Pablo изначально объявили постоянным эксклюзивом сервиса Tidal, то есть без будущего появления на других музыкальных платформах. Это принесло Канье Уэсту, отказавшемуся от распространения физических копий альбома, 250 миллионов прослушиваний в первую неделю после релиза. И хотя артист все же изменил свои планы, через полтора месяца загрузив лонгплей на Apple Music и Spotify, эксклюзивность дала свои плоды: она побудила многих пользователей если не к прямому приобретению альбома в сервисе Jay-Z, то хотя бы к оформлению подписки, благодаря чему несколько дней подряд приложение Tidal находилось в лидерах по скачиванию в App Store.

Читайте также: Канье Уэст планирует запустить собственный стриминговый сервис 

U2
альбом Songs of Innocence, 2014

В 2014 году после презентации Apple, на которой компания впервые представила миру iPhone 6 и Apple Watch, в музыкальной библиотеке более чем полумиллиардной аудитории пользователей iTunes неожиданно появился альбом Songs of Innocence группы U2. Глава Apple Тим Кук назвал релиз «самым масштабным за все времена», а участники группы описали пластинку как самую личную в дискографии, которой они просто поделились с миром одним нажатием на кнопку «Отправить». Как оказалось позже, группа заключила с Apple контракт на распространение альбома, а все предоставленные пользователям копии были оплачены самой компанией.

Такой ход вызвал волну возмущений: далеко не все были рады появлению пластинки в своей медиатеке. После огромного количества жалоб пользователям предоставили возможность удалить альбом из медиатеки iTunes, а сама группа публично извинилась за свой поступок.

Wu-Tang Clan
альбом: Once Upon a Time in Shaolin, 2014

В 2015 году скандально известный в области фармацевтики бизнесмен Мартин Шкрели объявил о приобретении нового альбома Wu-Tang Clan, изданного в единственном экземпляре. Как выяснилось позже, участники группы изначально не были осведомлены, кто будет конечным покупателем пластинки, и на момент объявления уже потратили бо́льшую часть вырученных за альбом денег на благотворительность. Шкрели заплатил за пластинку 2 миллиона долларов, после чего получил право распоряжаться единственной копией по собственному усмотрению и заявил, что публичный релиз лонгплея должен состояться не раньше 2103 года. Такой поступок вызвал еще больше ненависти к бизнесмену, а записи с пластинки впоследствии можно было несколько раз частично услышать во время стримов самого Шкрели на YouTube.

В сентябре этого года Шкрели выставил альбом на продажу на аукционе eBay. Анонимный покупатель приобрел альбом, заплатив за него более миллиона долларов. Дальнейшая судьба пластинки неизвестна, а имя покупателя защищено договором о неразглашении.

Once Upon a Time in Shaolin занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой альбом в истории музыкальной индустрии, обойдя пластинки Элвиса Пресли и The Beatles. 


Обложка: Евгений Шилов для DTF Magazine 

Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку внизу страницы

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis