«Лекарство от счастья»: тяжелое и продолжительное

Рассказываем о новом готическом хорроре Гора Вербински 

Л екарство от счастья периодически случается со многими заметными режиссерами, успешно сочетающими в фильмах и привлекательность для зрителей, и кассовый успех, и приязнь критиков. Они снимают без тормозов и сдерживающих ограничений, а их фильмы обычно прекрасны и ужасны одновременно. Именно это и случилось с Гором Вербински.

Вербински — режиссер, среди работ которого каждый найдет что-то по вкусу. Начав изобретательной комедией «Мышиная охота», Гор поработал в жанре приключенческой мелодрамы, хоррора и, наконец, над трилогией «Пираты Карибского моря». Он снял проклятие с пиратских фильмов, которые десятилетиями проваливались в прокате. Еще один заход на территорию ужасов ожидался с нетерпением. Вербински непозволительно долго не снимал, а перенос релиза почти на полгода только подогревал ожидания.

Сам фильм какое-то время успешно выдает себя за приличный хоррор с множеством приятных визуальных решений и вниманием к деталям. Финансовая компания в Нью-Йорке готовится к слиянию с другой, благодаря чему станет самой могущественной на Восточном побережье США. Правда, есть проблема. Для оформления документов нужна подпись ее главы — мистера Пэмброка (Гарри Гронер). Тот же безвылазно сидит в спа-центре в Альпах и, кажется, потерял здравый смысл. Он присылает письмо из которого понятно, что возвращаться не собирается. Там, вдали от давления постоянной гонки западной цивилизации, выжимающей из людей последние жизненные соки, Пэмброк чувствует себя прекрасно.

Фильм содержит массу сцен, от которых глаза не лезут на лоб только потому, что ты привыкаешь к медленно ковыляющей вакханалии

Чтобы вернуть беглеца, в Европу отправляют финансиста Локхарта (Дейн ДеХаан) — молодого и явно слишком много работающего. Фильм задает вполне интересную тему, противопоставив два мира и отправив героя на прямое столкновение. Затюканный работой Локхарт не внушает особой симпатии, но и альпийский рай просто обязан оказаться с червоточиной.

Герой быстро перемещается в гигантский неоготический замок в швейцарских Альпах, где находится загадочный спа-курорт. Отдыхающие и пациенты настолько счастливы, что, по утверждению местного водителя, в обратном направлении пассажиров ему возить не приходится. Под горой с замком, как водится, живут озлобленные поселяне, которые боятся горы так, будто там живет граф Дракула. И это сравнение не так далеко от истины.

У «Лекарства» есть и размеренный, совершенно особый ритм, и обилие сверхкрупных планов, и собственная цветовая гамма, чем может похвастаться далеко не всякий фильм

В прибывшего на место Локхарта с ходу усердно заливают оздоровительную воду (с ней явно что-то не так), а в зрителя — стандартный суповой набор готического хоррора с безумными учеными, тайнами древней аристократии, запретными экспериментами и, конечно, инцестом. Немного подергавшись в кафкианской, обманчиво услужливой атмосфере курорта, герой, естественно, в ней увязнет, так ничего и не добившись. А идиллический курорт постепенно начнет приобретать все более страшные черты. Эта изначальная расстановка выглядит узнаваемо, и не нужно долго гадать, к какому итогу приведет. Остается всего несколько вопросов: какой дорогой фильм приведет зрителя к финалу и как он умудрится длиться еще почти два часа?

[slideshow_deploy id=’3571′]

 

Нельзя сказать, что сюжет «Лекарства от счастья» все время стоит на месте. Правда, почти любая сцена кажется случайно извлеченной из шляпы с общим набором ситуаций, характерных для подобных фильмов. Это не идет на пользу ясности и внятности изложения.

Он похож на фантазию американского режиссера о настоящем европейском арт-хорроре, но выглядит радикальнее и сумбурнее, чем большинство из них

Зато все время происходит процесс, который в муках просмотра не так заметен: этот демонический спа-курорт со своими обитателями, пахнущими сыростью и плесенью тайнами, медленно и основательно въедается под кожу. Этому помогают и размеренный, совершенно особый ритм, и обилие сверхкрупных планов, и собственная цветовая гамма, чем может похвастаться далеко не всякий фильм. Чтобы это почувствовать, необходимо продолжать относиться к картине серьезно. Это трудновыполнимое условие, и тот, кто его выполнит, будет вознагражден. Хотя вряд ли останется доволен в полной мере. Лента действительно соответствует своему названию.

«Лекарство от счастья» — редкий представитель в небогатом разнообразием украинском прокате, и попал на наши экраны, наверное, только благодаря имени режиссера. Он не удовлетворит ни любителей артхауса, ни массового кино, ни жанрового. Это странная готика, относящаяся ко всему мистическому совершенно безразлично, зато болезненно телесного в ней хоть отбавляй.

Он не удовлетворит ни любителей артхауса, ни массового кино, ни жанрового

Фильм похож на фантазию американского режиссера о настоящем европейском арт-хорроре, которая выглядит радикальнее, сумбурнее, чем большинство из них, да еще и слишком навязчиво подсовывает ассоциации с классикой европейской литературы. Аллюзии на Томаса Манна настолько очевидны, что один из персонажей сидит и читает его «Волшебную гору».

У фильма непомерный хронометраж, он слишком увлекается процессом, а не действием, и содержит массу сцен, от которых глаза не лезут на лоб только потому, что к итогу первого часа ты привыкаешь к медленно ковыляющей вакханалии.

Ругать это кино не поворачивается язык. Оно не безликое и почти ощутимо в своих излишествах. В эпоху, когда условный эстонский фильм видом и сутью мало отличается от условного таиландского, и оба они тщательно затачиваются под свою аудиторию, безумства вроде «Лекарства от счастья» выглядят архаическими чудовищами. Как раз этот фильм Гора Вербински, в отличие от более правильных его картин, имеет шанс на свое место в истории. Он не получит заметных премий, его не ждет кассовый успех или массовая зрительская любовь, однако свой маленький, но верный круг поклонников он будет иметь всегда.


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергей Ксаверов