Путешествие в двухмерный мир: Кто такой Такаси Мураками

Можно не знать о личности 56-летнего Такаси Мураками, но его обложки для Канье Уэста знакомы всем фанатам хип-хопа, сумки для Louis Vuitton стали одними из популярнейших вещей бренда, а доски для скейтбордов узнают поклонники Supreme.

Глобально же, Мураками основал отдельное течение Superflat, объединившее классическую и современную японскую культуру, а свои произведения искусства превратил в масс-маркет. Теперь его выставки проводятся по всему миру, включая Версальский дворец, где до Такаси не выставлялся ни один японский художник. DTF Magazine рассказывает, что нужно знать об одной из главных личностей современного нео-поп-арта

Побег от мира

Такаси Мураками родился в японском городке Сака в 1962 году. Его семья жила бедно, а находившийся на побережье город заливало водой после каждого шторма, поэтому во время учебы в четвертом классе Мураками с родителями переехал в Токио.

Переезд в столицу пробудил повышенный интерес к культуре: родители стали часто посещать выставки и всегда брали сына с собой, заставляя после походов писать небольшие обзоры увиденного. Если Такаси отказывался или у него не получалось, он ложился спать без ужина. Такая практика дала свои плоды: он рано научился критически мыслить и писать.

Токио 1960-70 годов

Детство Мураками проходило в послевоенное время и совпало с периодом «японского экономического чуда» — в середине 1950-х годов Япония отказалась от политики самоизоляции и стала открытой для новых технологий, туристов и западной культуры. С особой силой в страну хлынул поток американской поп-культуры и смешался с традиционной культурой Японии, формируя новые течения в кинематографе, литературе и других сферах.

Обложка манги Tetsujin 28-go (1956) и фильма “Годзилла” (1954)

В тоже время японцы не забывали о Второй мировой войне, бомбардировке Хиросимы и Нагасаки и периоде американской оккупации. Мать Мураками неоднократно упоминала, что если бы США сбросили еще одну бомбу (город Кокура, в котором она жила, был третьей целью бомбардировок. — прим. DTF Magazine), то Такаси не родился бы вообще. «Моя жизнь послевоенного ребенка проходила на фоне воспоминаний, связанных с поражением страны в войне или с атомной бомбой», — вспоминал художник. Тема бомбардировки Хиросимы и Нагасаки нашла отражение во многих его работах: яркие грибы и улыбчивые цветы за напускной кавайностью скрывают отсылки к ядерным грибам.

Взрыв атомной бомбы над Нагасаки
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой

Смесь воспоминаний после войны в совокупности с расцветом культуры манги, аниме и кинематографа оказала на Мураками огромное влияние. От обыденности художник сбегал в воображаемые миры, которые стали для него спасением.

«Мое чувство красоты было сформировано в раннем возрасте тем, что меня окружало: узкие жилые окрестности Японии и воображаемый побег из этих окрестностей, который принимал форму манги и аниме».

Культурное столкновение

Будучи подростком, Мураками хотел стать художником-аниматором, поэтому в 1980 году поступил на факультет нихонга (живопись традиционного направления в Японии конца XIX — начала XXI веков – прим. DTF Magazine) в Токийский университет искусств, где получил степень магистра (1988) и степень доктора (1993). Параллельно с учебой он изучал компьютерную анимацию и любил ходить на университетские выставки и лекции, одна из которых стала определяющей для его будущего творчества.

Работы в стиле нихонга. Начало XX века.

В 1984 году он побывал на встрече с немецким перформансистом Йозефом Бойсом, который отказался отвечать на вопросы студентов, заявив, что большинство их вопросов не имеет смысла. Такое отношение расстроило Мураками и даже вызвало некоторое отторжение от западной культуры. Тогда он задумался о проблеме идентичности Японии, в частности, о традиционном искусстве, которое вытеснялось западной поп-культурой.

Эти переживания отобразилось в его ранних работах: в «Полиритме» (1991) он использовал пластиковых американских солдатиков, а “Морской бриз” (1992) отсылал к атомной бомбе. Для первых инсталляций Мураками особенно характерны сатирические мотивы.

Полиритм
Морской бриз

В поисках идентичности

В 1994 году Такаси поехал по образовательной программе в Нью-Йорк, где в полной мере ощутил на себе влияние западной поп-культуры. Оказавшись в переполненной брендингом и консюмеризмом среде, он понял, благодаря чему американская культура стала вездесущей: упростив и сделав ее общедоступной, американские бренды буквально заполонили мир. Эта мысль подтолкнула Мураками к поискам возможных аналогов и созданию такого образа для Японии. С тех пор поиск идентичности в эпоху глобализации стал одним из основных мотивов в его творчестве. Для упрощения японской культуры Такаси придумал концепцию Superflat, которая позже превратилась в полноценное течение, объединившее традиционное искусство и поп-арт.

Площадь Times Square в Нью-Йорке 90-х годов

Тогда же “родился” первый и один из самых узнаваемых персонажей Мураками. Однажды ночью, за несколько дней до возвращения в Японию, он играл с друзьями в слова, одним из которых было dobojite, обозначающее в манге вопрос «почему?». Оно настолько понравилось Такаси, что он придумал героя по имени Мистер Доб, который стал творческим альтер эго художника и ключевым персонажем в его вымышленной вселенной. Мураками задумал сделать из него японский аналог Микки Мауса — нового идола поп-культуры.

Мистер ДОБ

Впервые Мураками изобразил Мистера Доба на фоне морского пейзажа, взятого с гравюры Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве», соединив абсурдный образ с традиционным японским искусством. Картину показали на выставке в нью-йоркской галерее Angel Orensanz Foundation в 1995 году, однако тогда работа осталась практически незамеченной. Настоящая известность пришла через год, во время другой выставки в Нью-Йорке — в галерее Feature.

727 (1996)

Успех подтолкнул Мураками к созданию еще двух знаковых работ: в 1997 году он представил скульптуру «Хиропон» в виде обнаженной девушки, окруженной струями молока из огромной груди, а через год показал скульптуру «Мой одинокий ковбой» с обнаженным юношей, сперма которого образует лассо.

Хиропон (1997)
Мой одинокий ковбой (1998)

Эти работы напрямую отсылают к японскому феномену отаку, однако и без того искаженные персонажи из манги и аниме в работах Мураками стали еще более гиперболизированными. «Я стал отаку (человек, который увлекается чем-либо. Обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги – прим. DTF Magazine), когда учился в старшей школе и проглотил много разных аниме — как эротических, так и фантастических. Так родились эти произведения, — объясняет художник. — Первую мангу родители купили мне в шесть лет, и этот опыт в итоге сформировал основу для всей моей жизни».

Мураками не стеснялся смешивать отсылки к войне, эротику и кавай, поэтому его работы вскоре обрели мировую известность.

Eco Eco Rangers Earth Force (2005)

И за это его критиковали в Японии: японские художники выступали против упрощения японской культуры и ее популяризации. Но сам Такаси воспринимал это как комплимент, ведь упрощение и стало одной из его главных задач:

«Это может быть нелегко, но в то же время важно показать свои творения в максимально доступной для понимания форме. В Японии никто об этом не говорит, поэтому нужно учиться».

Японский Энди Уорхол

В подходе к продвижению своего творчества Мураками часто сравнивают с американским художником Энди Уорхолом: открытая им в 1996 году студия «Хиропон» во многом напоминает уорхоловскую «Фабрику», которая с начала 1960-х и до 1984 года стала центром нью-йоркской арт-сцены и местом, где массово штамповались произведения искусства.

Сам Мураками не считает такое сравнение комплиментом: «Мне грустно слышать сравнения с Уорхолом и „Фабрикой“, потому что у меня нет наркотиков». Тем ироничнее кажется название «Хиропон», отсылающее к японскому синтетическому наркотику, который предназначался для армии (например, для улучшения остроты зрения в темноте), но после войны вошел в широкий обиход японцев и американцев, проживающих в Японии.

Tan Tan Bo (2003)

Создавая фабрику «Хиропон», художник вдохновлялся классическими японскими мастерскими и объединил в одном пространстве студию с конвейером для массового производства. Такаси и его ассистенты сутками трудятся в мастерских, а на фабрике царит дисциплина: каждое утро коллектив собирается на зарядку, которую Мураками проводит лично.

Поначалу основные произведения создавались небольшими тиражами, однако были и такие, что изготавливались тысячами экземпляров. Теперь на фабрике создаются не только работы для галерей и музейных коллекций, но и футболки, часы, брелоки, игрушки, статуэтки, предметы интерьера — все это подается как мерч, дополняющий основное творчество художника.

Попап-стор с мерчем Мураками

Спустя пять лет после основания фабрики Мураками превратил «Хиропон» в корпорацию Kaikai Kiki Co. и открыл первый офис в США. Многих критиков удивил подход художника, который не ограничивался созданием одной работы, а добровольно превращал свои произведения в масс-маркет.

Название корпорации отсылает к японскому слову «кайкайкики», которое в переводе означает «супернатуралистичный», но если поменять местами слоги, то получается «кикикайкай» — «мистический мир привидений». В честь Kaikai Kiki Мураками придумал персонажей Кайкай и Кики, которые стали символами корпорации.

Фабрика также стала домом для малоизвестных японских художников, которых Мураками чаще всего находит в соцсетях: «Каждый день у меня появляются новые идеи. Это истощает мой мозг, поэтому часть времени я посвящаю поиску новых художников. Мне не всегда нравится курировать, однако я понимаю, что это часть моей работы. Это хорошее упражнение для мозга, как разогрев». Он помогает начинающим художникам создавать работы и проводить выставки, а такие художники, как Chiho Aoshima, Mr., Aya Takano, Chinatsu Ban, Mahomi Kunikata и Rei Sato попали на фабрику Мураками задолго до того, как обрели известность.

Скульптуры Kiki и Kaikai

Kaikai Kiki стала одной из первых компаний, сделавших высокое искусство доступным каждому, тем самым объединив понятия искусства и коммерции в одно целое:

«Искусство не универсально. Оно больше напоминает моду, только с более длительным жизненным сроком».

Теория суперплоскости

Суперплоский (двухмерный) визуальный язык стал отличительной чертой не только традиционной японской живописи, но также современной анимации, манги, аниме и других отраслей визуального искусства. Мураками объединил классическое искусство с японским поп-артом, и это стало главной особенностью течения Superflat.

Tan Tan Bo Puking (2002)

Готовую концепцию “суперплоскости” он представил в 1999 году с открытием одноименной выставки, где, помимо собственных работ, показал картины художников Yoshitomo Nara, Shigeyoshi Ohi, Aya Takano, ставших пионерами течения.

Одной из представленных там картин стала «Сверхновая» — многослойное сюрреалистическое изображение галлюциногенных грибов. Название работы отсылает к композиции Champagne Supernova британской группы Oasis, а за абсурдно-веселым мотивом скрывается аллюзия на ядерные грибы, образующиеся после взрыва атомной бомбы.

Сверхновая (1999)

Через год после выставки Такаси опубликовал эссе «A Theory of Super Flat Japanese Art», в котором подробно объяснил концепцию суперплоского искусства. Публикация вышла в двух вариантах: японском и английском — японский вариант, помимо объяснения теории, жестко критиковал последствия войны и западный поп-арт, в то время как английская адаптация получилась более сдержанной и акцентировала внимание на стилистике и эволюции работ художника.

Лев всматривается в бездну смерти (2015)

Первый японец в Версале

В 2010 году в парижском Версале прошла первая в истории выставка японского художника — 22 работы Мураками на три месяца разместили в королевском дворце. А вместе с этим Такаси стал третьим современным художником, работы которого показали в Версале.

Не обошлось без скандала. Критикам и другим посетителям дворца не понравились скульптуры «Мой одинокий ковбой» и «Хиропон», а петиция, призывавшая не пускать «порочное искусство» в Версаль, собрала более 11 тысяч подписей. В итоге выставка прошла без этих работ.

Ключевые коллаборации

Такаси Мураками и Louis Vuitton

Сотрудничество с Louis Vuitton началось с приглашения Марка Джейкобса, который с 1997 года занимал должность креативного директора бренда, и предложил Мураками переосмыслить классический дизайн сумок и обновить логотип. Такаси разработал разноцветную монограмму, а сумки украсил цветами, улыбающимися черепами и другими персонажами своей вселенной.

Multicolore

Первая коллекция вышла ограниченным тиражом в 2002 году и стала настолько популярной, что благодаря одним лишь сумкам дом заработал более 300 миллионов долларов. Художник и дизайнер помогли друг другу: Джейкобс привлек внимание японской молодежи, а Мураками стал одним из самых успешных коммерческих художников.

«Уорхол использовал популярные символы, которые известны всем, но я хочу создать такой символ самостоятельно. Создав персонажей и рисунок, а затем повторяя его бесчисленное количество раз, я сделаю его знаковым»,

объяснил идею Мураками во время первого визита в офис Louis Vuitton.

В 2007-м Такаси и Louis Vuitton провели выставку коллекции в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, открыв в помещении полноценный бутик, а в 2008-м выпустили еще одну коллаборацию — в этот раз с камуфляжными принтами на сумках и кошельках.

Сотрудничество Мураками и модного дома длилось с 2002 по 2015 год, а после его окончания сумки из коллекций стали одной из самых ценных вещей бренда, практически наравне с коллаборацией Supreme и Louis Vuitton.

Такаси Мураками и Канье Уэст

2007 год ознаменовал для Канье Уэста переход от классического хип-хопа к экспериментальному. Именно поэтому рэпер стремился проявить нестандартность во всем и предложил Такаси нарисовать обложку для для своего третьего студийного альбома Graduation. По словам художника, работа над обложкой заняла около трех лет.

Graduation (2007)

Сразу после выхода альбома артисты срежиссировали клип на трек Good Morning, а медведь с обложек трех первых альбомов рэпера превратился в один из экспонатов выставок Мураками.

Как позже рассказал художник, это сотрудничество превратилось в дружбу: Канье практически не пропускает выставок Мураками, а сам Такаси обожает творчество Уэста и признается, что плакал во время просмотра короткометражки Runaway.

В этом году они сотрудничали снова — Мураками адаптировал одну из своих работ для обложки совместного альбома Канье и Kid Cudi  Kids See Ghosts.

Kids See Ghosts (2018)

Такаси Мураками и Supreme

В 2007-м американский бренд уличной одежды предложил Такаси разработать дизайн скейтерских дек. В результате вышло три доски с рисунками художника.

Такаси Мураками и Фаррелл Уильямс

В 2009-м художник вместе с Фарреллом Уильямсом представил инкрустированную бриллиантами скульптуру, а в 2014-м выпустил клип на ремикс композиции Last Night, Good Night (Re:Dialed) виртуальной певицы Хацунэ Мику.

Такаси Мураками и KAWS

В 2011 году художники объединились для благотворительной акции по сбору средств пострадавшим от цунами в Японии. Героем коллаборации стал мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны», а работу назвали «Кавсбоб заходит в странный лес».

Кавсбоб заходит в странный лес

Такаси Мураками и Vans

В коллаборации с проектом Vault by Vans, в рамках которого Vans приглашает известных художников и дизайнеров кастомизировать модели кед, Мураками выпустил шесть вариаций классических слипонов с рисунками черепов и цветов. Также в коллекцию вошли скейтерские деки с рисунками художника.

Такаси Мураками и Off-White

В апреле этого года Мураками вместе с дизайнером Вирджилом Абло представил выставку Future History в лондонской галерее Gagosian. Выставка создавалась в студии Kaikai Kiki в Токио, а результатом коллаборации стали картины, футболки и инсталляции с сигнатурными элементами Off-White и персонажами Мураками, включая знаменитого Мистера Доба.

Успешное сотрудничество продолжилось в ряде других совместных проектов — последняя выставка артистов Technicolor 2 прошла в июне в парижской галерее Gagosian и стала прямым продолжением первой.

Вирджил Абло и Мураками похожи в творческом подходе к заимствованию элементов культуры и в дальнейшем их переосмыслении, а сам Абло признается, что давно восхищается творчеством Мураками. Бренд Вирджила Off-White создал несколько кастомных вещей для художника, в которых он появился на дебютном показе Вирджила для Louis Vuitton.

Работы Мураками показывают и в Киеве: в 2010 году PinchukArtCentre провел персональную выставку Такаси Мураками, а в 2012 году скульптуру “Мой одинокий ковбой” привезли на киевский Биеннале. Теперь одну из его работ можно увидеть на выставке «І знову демократія?» в PinchukArtCentre до 6 января 2019 года.


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis