Variety: «Стремглав — это захватывающий дебют и новый взгляд на современную Украину»

На 52-м кинофестивале в Карловых Варах, который считается одним из самых престижных смотров мира, в рамках конкурсной программы «East of the West» состоялась премьера фильма «Стремглав» Марины Степанской. Дебютная лента украинской режиссерки хоть и не получила наград, однако привлекла внимание европейских и американских медиа. DTF Magazine предлагает перевод рецензии авторитетного американского издания о кино Variety

Описание: «Киев, здесь и сейчас. 27-летние негерои пытаются сделать непростой выбор в условиях героического времени. Антон, музыкант-вундеркинд, который не справился с возложенными на него ожиданиями, возвращается домой после пары лет учебы в Швейцарии и полугода лечения от алкогольной зависимости в психоневрологическом диспансере под Киевом. Катя, одна из тысяч девушек, которые снимают комнаты в каменных «джунглях» Троещины и ищут себя, собирается завтра лететь в Берлин за «новой жизнью». Случайная встреча меняет все»

Перевод рецензии Variety 

«З ахватывающий, хорошо снятый дебют, который, благодаря отлично сыгранной истории любви, преподносит новый взгляд на современную Украину.

В кино нет образа увлекательнее, чем человеческое лицо. Но с тех пор как французский теоретик Ролан Барт писал о похожем на маску облике Гарбо, прошло уже много времени. Мы заглядывали в глаза многих актеров, едва не утонув во множестве сумасшедших крупных планов. Поэтому в наши дни редко кому удается заставить нас вспомнить о связующей силе простого изображения. Для этого нужен исключительно умелый режиссер и замечательное лицо, на которое хотелось бы смотреть. В своем тонком, но смелом художественно-повествовательном дебюте украинская режиссерка Марина Степанская представляет три таких лица, и робкая, приглушенная история любви и межпоколенческая драма ее фильма существуют в ясности и тайне этих непостижимых черт.

Однако фильм «Стремглав» скорее можно назвать не полным событий повествованием, а эфемерным опытом, отражающим жизни и жизненные этапы, полные неопределенности, целого поколения молодых украинцев, чье взросление пришлось на последние несколько лет и происходило на фоне угнетающе близкого и в то же время далекого конфликта. В фильме нет кадров с танками или обстрелянными зданиями — война тут показана второстепенным и несколько условным событием, которое происходит где-то там с другими людьми и лишь изредка врывается в жизнь героев, хватая кого-то в свои лапы.

Оператор Себастьян Талер, сын Вольфганга Талера, постоянно работающего оператором у режиссера Ульриха Зайдля, использует освещение и снимает с четкой, ясной непосредственностью, свидетельствующей о его незаурядном таланте. Его работа делает даже самый простой кадр ярким, но наводящим на размышления: снимает ли он сцену в ночном клубе, занятия йогой, делает ли общий план розовых киевских небоскребов или же наводит камеру на главного героя, чтобы уловить мимолетное выражение его лица. В этом же стиле показаны и довольно жесткие отношения Антона с его дедом, а также замечательные сцены первоначального притяжения между Катей и Антоном. Степанская выдерживает длинный план: герои просто смотрят друг на друга в маленькой кухне, и, хотя они молчат, взгляды и едва уловимые движения тел кажутся оживленным разговором.

И действительно, Антон — в целом молчаливый, сдержанный и осторожный персонаж, отчего его единственный длинный, глубоко меланхоличный монолог становится еще более примечательным. Прежде чем они с Катей достигли какого-то понимания, Антон вдруг на одном дыхании произносит речь, в которой излагает всю историю их будущих отношений от безумного начала до угнетающего конца, упомянув и о своем неизбежном будущем попадании в зависимость. Он даже фантазирует о том, какие Катя будет придумывать для него оправдания, и почти с презрением отвергает их: «Одно дело — возиться с алкоголиком, и совсем другое — спасать гения». Эта сцена является ключевой в фильме, поскольку превращается из сказочной и даже где-то спасительной истории любви во что-то гораздо более странное и печальное, где проблеск любви — всего лишь кратковременный перерыв между не поддающимися контролю трагедиями, будь то катастрофа войны, самоуничтожение или постепенное нарастание разочарования из-за растраченного потенциала.

После обилия всего иносказательного и вызывающего воспоминания откровенная мелодраматичность финальной сцены слегка раздражает, но в основном это потрясающий четырехсторонний дебют: для Степанской, для Талера как оператора и для двух прекрасных исполнителей главных ролей.

Возможно, именно эта неопытность делает фильм глотком свежего воздуха, несмотря на его пессимистичную сюжетную линию. В то время как международный артхаусный кинематограф больше знаком с недавней сложной историей этого региона благодаря неистовым, старомодным, часто аллегорическим работам таких режиссеров, как Сергей Лозница, Мирослав Слабошпицкий и россиянин Андрей Звягинцев, интимная и несентиментальная лирика фильма «Стремглав» предлагает куда более спокойный революционный взгляд на постреволюционную Украину.

Это фильм о молодых жертвах войны, которые не носят хаки и которым, возможно, так никогда и не придется нажимать на курок, но чьи жизни удерживаются в каком-то режиме ожидания неподвластными им политическими и социальными силами, где неопределенность — это единственное, что определенно, а непостоянство — единственная постоянная правда»

Украинская премьера «Стремглав» состоится на Одесском международном фестивале, который пройдет с 14 по 22 июля. Об этом и других новых украинских фильмах можно прочитать в нашем материале.

Также напомним, что украинско-словацкий фильм получил награду в Карловых Варах.


Подписываейтесь на DTF Magazine в Facebook и Twitter

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

DTF News