«Что это было?»: 10 сложных фантастических фильмов, которые вы могли пропустить

С выходом «Аннигиляции» Алекса Гарланда на Netflix кинофантастика пополнилась еще одним фильмом, который будут называть странным, сложным, неоднозначным или непонятным. Еще в этом году мы празднуем юбилей: ровно 50 лет назад после выхода фантастической картины «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика зрители впервые задались вопросом «Что это было?». Это фильм, который до сих пор успешно избегает однозначной интерпретации и пережил сотни попыток анализа.


Теперь, кажется, никого и не удивишь тем, что фантастика может быть сложным, многоуровневым кино, после которого голова идет кругом, а левое и правое полушария мозга идут войной друг на друга, оспаривая право на понимание того, что же увидели глаза. Подобного кино стало даже слишком много. Однако в этом гиде мы не учитывали самые известные образцы сложной или странной фантастики, а, наоборот, пытались открыть ряд новых картин, которые вы могли упустить из виду

«Сигнал» / The Signal, 2014

Трое студентов вычисляют местонахождение Номада — хакера, который давно играет с ними в кошки-мышки, после чего решают заехать в Неваду и поквитаться за прошлые обиды. Встреча в заброшенном доме в пустыне оказывается не такой, как они ожидали. Один из героев — Ник — и вовсе приходит в себя в закрытом исследовательском центре, где ему сообщают, что он пережил встречу с биологическим инопланетным существом.


«Сигнал», наверное, самый простой фильм из списка, но это становится понятным только в финале, когда на стол выкладываются все карты. До этого нужно пройти все стадии ленты, с каждой из которых она становится все более странным и непонятным. Кроме того, «Сигнал» работает не только на уровне идей и истории. Много внимания уделено визуальным решениям, благодаря чему для картины с бюджетом в четыре миллиона долларов она выглядит исключительно хорошо. Неудивительно, что после «Сигнала» режиссеру фильма выделили 65 миллионов долларов и отправили снимать триллер Underwater с Кристен Стюарт в главной роли. Лента должна выйти в этом году.

Что еще похожего. Тематически «Сигнал» смыкается с такими фильмами, как «Круг» (Circle, 2015) и «Гонка на выживание» (Human Race, 2014), хотя их связь очевидна не сразу и они совершенно не похожи своими историями. К слову, на «Круг» тоже стоит обратить внимание. Это адреналиновый, герметичный фантастический survival, в котором 50 человек в замкнутом помещении вынуждены каждые две минуты решать, кто из них умрет следующим.

ARQ, 2016

Мрачное будущее, испорченная экология, мегакорпорации, войны, нехватка еды и движение сопротивления. Теперь мы помещаем все это в пределы одного дома, хорошенько встряхиваем и зацикливаем в повторяющуюся временную петлю. Как и «Исходный код» Данкана Джонса, этот фильм посвящен не телесному переносу героев во времени, а только переносу информации. Герой помнит прошлые жизненные циклы и должен действовать в постоянном цейтноте. ARQ сначала не кажется оригинальным фильмом: это «День сурка» в другом антураже. Однако его прелесть в том, что мы не знаем правил временного цикла и узнаем их только по ходу фильма. От ARQ не стоит ожидать слишком многого, но этот кинематографический кубик Рубика вполне может скрасить вечер.


Что еще похожего.
«Исходный код» (Source Code, 2011).

«Связь» / Coherence, 2015

Еще один любопытный пример микробюджетной фантастики, показывающий, что для интересного фантастического фильма иногда достаточно хорошей концепции, восьми актеров, двух разбитых стекол в машинах, одного дома и пролетающей над Землей кометы, которая и становится формальным поводом для происходящих в фильме событий.


Подобная идея уже неоднократно использовалась в фильмах о путешествиях во времени. «Связь» же переводит ее в пространственную плоскость, а свежесть картины достигается простым и убийственно эффектным приемом. Представьте, что в двух кварталах от вас сидит ваша полная копия. Что вы будете делать? Фильм не столько напирает на объяснение квантовой физики, сколько рассказывает историю с человеческой точки зрения, постепенно усложняя и условия уравнения, в котором оказались его герои.

«В финале Джон умрет» / John Dies at the End, 2012

Фильм Дона Коскарелли не тратит время на раскачку. Его начало уже готовит зрителя к тому, что будет дальше: здесь есть зомби, зубастые слизняки и ироническое повторение античного парадокса о корабле Тесея («Если корабль Тесея ремонтировался столько раз, что каждая деталь в нем уже заменена, то это тот же корабль Тесея или уже нет?»). А еще дальше — летающие усы, хот-дог вместо мобильного телефона и живой наркотик из другого измерения. Сначала «В финале Джон умрет» обладает сильным дезориентирующим эффектом и всплесками буйного воображения. Однако его мир не просто сложноустроенный — он безумно устроенный. Если смириться с отсутствием в фильме четких правил, то он кажется почти обычным. Где он действительно не так прост, так это в отношениях между действительностью и рассказанной историей.


Что еще похожего.
Другие фильмы Дона Коскарелли, и особенно «Бабба Хо-Теп» — еще одна дико странная история о том, как Элвис Пресли и Джон Кеннеди противостоят египетской мумии в доме престарелых. Да, вы не ослышались. В менее маргинальном секторе кино, может быть, стоит попробовать посмотреть картину «Странный Томас» (Odd Thomas, 2013) — наверное, один из близких аналогов этого фильма, но уже полностью в рамках историй о сверхъестественном. Хотя фильм Стивена Соммерса в 20 раз дороже и выглядит гораздо лучше в части спецэффектов, ему не хватает иронии ленты Коскарелли.

«Хронопреступления» / Los cronocrímenes, 2007

Где-то в Испании мужчина в домике за городом от нечего делать рассматривает в бинокль соседний холм и замечает среди деревьев раздевающуюся девушку. Пойдя туда из любопытства, он еще не знает, что очень скоро станет вторым в истории путешественником во времени. Потому что первым он уже был. И разобраться, как это получилось, — самая меньшая из проблем в фильме, где причины и следствия сошли с ума и гоняются друг за другом.

Испанский режиссер Начо Вигалондо снимает остроумные, поучительные и очень перекрученные истории, в которых не перестаешь удивляться, как работает его голова. «Хронопреступления» — саркастическая история о человеческой природе в оболочке фильма о путешествиях во времени. В большинстве подобных фильмов герои пытаются что-то изменить. В этой же ленте усилия героя направлены на то, чтобы все оставить как было. Опытные кинопутешественники во времени, конечно, не запутаются, но здесь есть над чем подумать.


Что еще похожего.
Другие фильмы Начо Вигалондо: он мастер причудливых, черноюморных фантастических историй с моральным подтекстом.

«По ту сторону черной радуги» / Beyond the Black Rainbow, 2010

В действительности это достаточно простой и прямолинейный фильм с незамысловатой структурой и сюжетом, для описания которого хватит пары предложений. Однако уникальным его делают стиль и темп. Только к середине картины можно хотя бы примерно разобраться, что вообще происходит. До этого понятно лишь то, что в 1983 году в закрытом учреждении находится под наблюдением и, очевидно, против воли девушка с психокинетическими способностями, которые надзиратели могут глушить при помощи специальной техники. 

«По ту сторону черной радуги» выглядит практически как экранизация «Воспламеняющей взглядом» Стивена Кинга, только под лошадиной дозой транквилизатора и такой же дозой ЛСД. Это очень медленный, странный фильм в ненатуральных цветах, полный сюрреалистических сцен, с синтезаторным эмбиент-саундтреком, упорно не желающий рассказывать свою историю нормальными способами.


Этот дебютный фильм Паноса Косматоса — своего рода оммаж его родителям: смесь жанрового кино, которое всю жизнь снимал его отец Джордж Косматос («Рэмбо: Первая кровь — 2», «Левиафан»), с экспериментальной арт-инсталляцией (его мать была экспериментальным художником и скульптором). Если думаете, что вашего терпения хватит на 110 минут, и любите странную, визуально ориентированную фантастику, то стоит попытаться ознакомиться с «Черной радугой», которая стабильно попадает в разнообразные списки лучшей фантастики XXI века.

Что еще похожего. Возможно, стоит попробовать фильм, который прямо указывался режиссером как один из источников вдохновения. Это «Фаза IV» (Phase IV, 1974) — единственный полнометражный фильм знаменитого графического дизайнера Сола Басса об уединенной научной базе, обитатели которой сталкиваются с тем, что изучаемые ими муравьи образовали нечто вроде общего интеллекта и пытаются общаться с ним.

«Детонатор» / Primer, 2004

Двое инженеров ставят в гараже эксперимент по уменьшению веса объекта в электромагнитном поле и случайно обнаруживают интересный побочный эффект у изобретенной ими машины.


Эта уже знаменитая микробюджетная фантастика Шейна Каррута имеет славу фильма, который никто не понял с первого раза. Каррут, сам в прошлом математик и инженер, решил, во-первых, не упрощать язык персонажей, а, во-вторых, сосредоточиться на достаточно реалистично выглядящем изобретении перемещений во времени. Машина времени в «Детонаторе» — наверное, самая неприглядная на вид, а чтобы дойти до самих путешествий, зрителю нужно преодолеть наполненные техническими жаргонизмами диалоги двух инженеров и их попытки понять, что же они изобрели. А дальше начнется чрезвычайно запутанный фильм о путешествиях во времени двух героев, в котором тема ответственности ученых за свои изобретения будет звучать все настойчивее.

«Патруль времени» / Predestination, 2014

В будущем, когда был найден способ перемещения во времени, государственное агентство использовало его для предотвращения еще не совершенных преступлений. Агент (Итан Хоук), получивший на последнем задании страшные ожоги лица, при помощи восстанавливающей хирургии полностью изменяет внешность, после чего отправляется в 1970 год. Там он должен остановить террориста, который вскоре взорвет нью-йоркский квартал и убьет десятки тысяч людей.


Эта экранизация раннего рассказа Роберта Хайнлайна «Все вы зомби» — наверное, лучшее, что сделали пока австралийские братья-режиссеры Майкл и Питер Спириги. Парадоксы причинно-следственных петель в кино и так трудно умещаются в голове, но это одна из самых законченных, странных и поразительных историй о человеческой идентичности, которую только можно придумать на материале путешествий во времени. Этот фильм замыкает на себя каждый свой цикл, превращая итоговую конструкцию в идеального сферического коня в вакууме. Но в то же время картина удивительным образом точно и тонко изучает наше отношение к собственной идентичности, рождению, смерти, любви, ненависти и другим людям.

Что еще похожего. Прямые аналоги фильма найти сложно, но если вы хотите посмотреть еще что-нибудь из сложных фильмов о временных парадоксах, заточенных на вопросы человеческой идентичности, то обратите внимание на очень известную картину «12 обезьян» (12 Monkeys, 1995) Терри Гиллиама и на его оригинальный прототип «Взлетная полоса» Криса Маркера, а также на британский триллер «Треугольник» (Triangle, 2009) Кристофера Смита.

«Побудь в моей шкуре» / Under the Skin, 2013


Скарлетт Йоханссон разъезжает по провинциальной Шотландии в фургоне, заманивая мужчин в очень странное место, откуда они уже не возвращаются. Ее героиня — инопланетное существо, и на протяжении фильма мы видим возрастающие интерес и эмпатию этого чуждого нам создания к миру людей. Мы не знаем точно, является ли ее поведение отклонением, или должно быть таким для лучшего выполнения работы.

Очень неуютный, нервирующий и местами страшный (в эти моменты еще и дико красивый) шедевр Джонатана Глейзера — в общем, это то самое кино не для всех, что подтверждают и зрительские рейтинги. Оно не только показывает нам нас же глазами совершенного чужака. Это кино чуждо нам и по тону, и по методам. В нем нет обычных объяснений через диалоги, потому что его героиня не может разговаривать и не умеет транслировать мысли через понятный нам канал. Со временем лента чуть теплеет, и ровно тогда, когда мы начинаем испытывать какую-то симпатию к героине, она грубо сдирает все покровы, оставляя неприятные чувства по отношению к человечеству как таковому.

https://youtu.be/NoSWbyvdhHw

Что еще похожего. «Человек, который упал на Землю» (The Man Who Fell to Earth, 1976) Николаса Роуга с Дэвидом Боуи — еще один инопланетный взгляд на Землю и ее обитателей. Если вас и этим не удивить, то можно попробовать (но осторожно) австралийский фильм «Происшествие в Рэйвенз Гейт» (Incident at Raven’s Gate, 1988) Рольфа Де Хира — это одна из самых странных картин о контакте с неизвестным, посвященная людям гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

«Примесь» / Upstream color, 2012

Когда-то Джейк Джилленхол заявил, что готов проговорить весь день с любым человеком о том, чем же является на самом деле «Донни Дарко», — еще один мозголомный фильм XXI столетия. В случае с «Примесью» таких добровольцев не находится. Легко заявить, что «Примесь», например, трансцендентальный шедевр, но написать о нем что-то внятное, не вдаваясь в подробности, куда сложнее. Это фильм о жизненных циклах, показанный через призму жизни паразита, которого в начале персонаж по имени Вор насильно подсаживает в тело девушки. После этого она становится управляемой и поддающейся внушению. Лишив девушку всего имущества, Вор бросает ее, а паразита удаляет не менее загадочный Семплер. Через год героиня знакомится с мужчиной, пережившим ровно тот же опыт. Какое отношение к этому имеет сам паразит, свиньи и орхидеи, вам придется выяснять уже самостоятельно.


Шейн Каррут, единственный режиссер с двумя фильмами в этом списке (первый — «Детонатор»), рассказывая о «Примеси», заявил ни много ни мало, что собирается изменить язык кино. Это, наверное, чересчур самоуверенное заявление самоучки, но кино действительно оригинальное и сложное на уровне как концепции, так и реализации. «Примесь» практически ничего не объясняет словами. Повествование в фильме строится через образы и ассоциативный монтаж. Если такое сравнение поможет, то «Примесь» — это фильм Терренса Малика, если бы он когда-нибудь решил снять фантастику.

Что еще похожего. Фильмы Терренса Малика.

Читайте также:

Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку на сайте

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis