Как в Украине появился хип-хоп

Теперь часто говорят о том, что украинского рэпа толком никогда и не было. Для того чтобы решить, правдива ли такая мысль (и что же пошло не так), DTF Magazine совместно с Jameson Block Party погрузился в историю развития жанра в нашей стране и вспомнил группы, которые стояли у самых его истоков

17 марта на киевском арт-заводе «Платформа» состоится первая в Украине вечеринка в формате block party — Jameson Block Party, которая уже проходила в ряде других стран. Она объединит уличные субкультуры и соберет на одной сцене украинских хип-хоп-музыкантов ТНМК, Лион, GIGA1 и легендарный коллектив M.O.P. из США. 

До начала времен: как вирус рэпа проник в СССР

Т ретий магнитоальбом советской группы «Час пик» под названием «Рэп» вышел в 1984 году и официально считается первым релизом, в котором хип-хоп зазвучал на русском языке. Эта куйбышевская группа, по сути, была одним сплошным недоразумением, случайностью — особенно на фоне однообразных ВИА, десятки лет подряд исполнявших стандарты советской эстрады. Запись «Часа пик» была неровной, хип-хопа в привычном нам виде там было не так много — больше оголтелого фанка в духе Grandmaster Flash с вкраплениями речитатива.

Однако начало было положено. В 1989 году появилась группа Bad Balance, основанная донецким бибоем Владом Валовым, который впоследствии станет одним из главных продюсеров в истории русскоязычного хип-хопа. Первые альбомы Bad B. заслуженно считаются классикой жанра. Несмотря на некоторую наивность, раннее творчество Bad Balance не кажется поделкой любителей. Они проделали важную работу: не просто начитывали под бит, подражая стилю любимых MC, а создали идеологический фундамент этой музыки. Bad B. пропагандировали симбиоз искусств: в их переложении рэп-культуры на местные стандарты граффити, брейк-данс, отточенная читка, тернтейблизм (скретчи) и пресловутый «голос улиц» составляли одно целое.

Кассеты с рэпом начали распространяться, как массовый вирус. Стены домов покрывались примитивными граффити-тегами с логотипами зарубежных групп (и собственными никнеймами, упрощенными до уровня «Иван = E-One»). Во дворах собирались доморощенные рэперы, упражнявшиеся в читке. Конец девяностых ознаменовался окончательным торжеством рэпа как главной движущей силы среди молодежи.

Отцы украинского рэпа

П римерно в одно время с Bad Balance (в 1989 году) в Украине появился свой флагманский коллектив, которому приписывают рождение украинского хип-хопа, — «ВУЗВ» («Вхід у змінному взутті»). Собрал его идейный вдохновитель группы Александр Стеганов. Поначалу коллектив экспериментировал со звучанием (и даже назывался по-другому — AGet AGet), но от неудобоваримого гитарного хардкора пришел к хип-хопу.

Первый состав «ВУЗВ» был сформирован к 1995 году. Группа выступила на фестивале «Червона рута» — чуть ли не единственном музыкальном мероприятии, на котором была возможность прогреметь на всю страну. Что «ВУЗВ» с успехом и сделали, повергнув в приятный культурный шок практически всех гостей. Молодые ребята в мешковатых джинсах, бомберах и шапках исполнили три песни, среди которых была композиция «Сірко» — комедийный триллер, подруживший украинский фольклор с хип-хоп-стилистикой. Буквально через пару-тройку лет «Сірко» стала, что называется, мгновенной классикой и народным шлягером — за незнание этой песни в продвинутых компаниях тебя автоматически сливали в отстой.

Затем «ВУЗВ» подписывают контракт с агентством «Территория А», до неузнаваемости изменившим лицо украинской популярной музыки, и уезжают в длительное турне по стране, а в 1997 году появляется их дебютный альбом «Планове засідання». Пластинка оказалась настолько новаторской, что была распродана в количестве 100 тысяч копий, то есть получила «платиновый» статус. На рыночных аудиораскладках его спрашивали гораздо активнее, чем последний на тот момент альбом Ирины Билык.

Что такое «Планове засідання»? Это равнение на лучших (и не самых очевидных) представителей жанра, талантливая адаптация, скажем, непримиримого рэпа в стиле Cypress Hill под украинские реалии. В 1998 году в группу были приняты новые участники: Юрий Горовой (UGO) и Алексей Потапенко, он же Потап, будущий глава одной из самых крепких и успешных поп-империй на территории Украины. Однако к началу нулевых проект «ВУЗВ» (в оригинальном составе) оказывается заморожен из-за творческих разногласий участников.

Kongo square dance

Г оворя о становлении украинского хип-хопа, надо вспомнить и о группе «Танок на майдані Конґо», которую вряд ли можно назвать традиционно рэперской, но их влияние на популяризацию хип-хоп-культуры в стране не отметить нельзя. К моменту их первого выступления (опять-таки на «Червоной руте») у коллектива была всего одна песня — «Чуваки». За два дня до выхода на сцену они сочинили еще одну нетленку «Зроби мені хіп-хоп», давшую название их дебютному альбому.

Концептуальность группы проглядывала даже в названии, которое отсылало к более старой и взрослой джазовой культуре, в чем-то отеческой для хип-хопа. Площадь Конго в Новом Орлеане считалась родиной джаза. Поначалу на ней располагался рынок невольников, а чуть позже на том же месте рабы принимали участие в культурных соревнованиях. Именно на площади Конго исконно африканские ритмы породили спиричуэл и блюз, ставшие идейной основой госпела и джаза. Да и новомодный брейк-данс был не изобретением новой уличной хип-хоп-культуры, а всего лишь отражением kongo square dance: на той же площади невольники собирались, чтобы повеселиться, и исполняли свои странные ритмичные танцы.

Не стоит забывать, что конец девяностых — это время, когда наравне с хип-хопом молодежь стал завоевывать рэпкор — новый поджанр, подруживший гитарное звучание с речитативом. «Танок на майдані Конґо», если быть более точным в формулировках, стоит отнести именно к этому кроссоверу. Но группа никогда не скрывала своей искренней любви к хип-хопу, а на их втором альбоме с ироничным (и в чем-то пророческом) названием «Нєформат» была песня «ПоRAPалося серце», свидетельствующая об одном из главных источников вдохновения «ТНМК». Дальше они ушли строить собственную аутентичность, которую трудно отнести к какому-либо жанру, а рэпкор-инициативу подхватила группа «Тартак».

Городская тоска

К началу нулевых география украинского рэпа распределилась по школам, сформировавшимся в разных городах. Показательно заявил о себе Харьков, с легкой руки поклонников хип-хопа превратившийся в Харьковрапасити. Его главными звездами были «Убитые рэпом» (впоследствии «У.эр.Асквад»), которые делали лирический приджазованный хип-хоп с фанковыми отсылками. Их дебютный альбом «Эпизод 1… От рассвета до заката» — это талантливое переосмысление чисто битмейкерского искусства в духе легендарного тандема Pete Rock & CL Smooth с поэтическими текстами, раскрывающими мысли и устремления украинского фланера. Официально этот диск вышел только в 2003 году, но песни с него распространились кустарным путем (в те годы пиратская индустрия не знала себе равных), и их давно знали наизусть все любители местного хип-хопа.

В это же время в Донецкой области шумела группа «Голос Донбасса», которая, помимо всего прочего, вела свое радиошоу в эфире станции «Радио Точка» и образовывала народ по части хип-хопа. «Голос Донбасса» одержали победу на фестивале Rap Music в 2001 году, привлекли к себе внимание Влада Валова, который взял пробивных земляков под свое крыло и подписал их на легендарный лейбл «100%». «Голос Донбасса» славились своими жесткими репрезентами и были такими себе донбасскими Onyx среди терриконов и безработицы, объясняющими в треках всю суть понятий, на которых зиждется «истинное пацанство».

В Киеве на рубеже девяностых и нулевых тоже вызревал собственный стиль, который ярче всего выразила группа «Зеленые каштаны». Их первый альбом «Мир, в котором ты живешь» — это квинтэссенция столичного стиля, гораздо более расслабленного и мягкого по подаче. Ленивое фланирование по Киеву, красивые девушки, которые греют душу простому рэперу, материальные блага — важное средство, но не самоцель, верные друзья рядом. В чем-то наивная, но довольно конкретная карта интересов.

К середине нулевых потенциал рэпа как одной из главных движущих сил субкультурной молодежи начали замечать крупные бренды (а точнее, их пиарщики). В Украине успешно существовало несколько островков хип-хопа: журнал «Х3М» (издавался еще с конца девяностых и часто совершал вылазки на территорию рэпа), несколько форумов, рэп-тусовки в столичных клубах и культовые сборники «Музыканты микрофона». В 2004 году Потап выпустил свой первый сольник — «На своей волне или ано канешно потомушо шож», на котором уже тогда проглядывал его фирменный ироничный стиль. Годом ранее в Киеве был впервые проведен крупный фестиваль уличной культуры «Snickers Урбания», на котором, кстати, засветился тогда еще 17-летний Илья Капустин, он же 4atty, легенда киевского рэп-андеграунда и участник популярной группы «Грибы». Но это уже совсем другая история.

(Это первый текст из серии материалов об украинской хип-хоп сцене. Второй читайте здесь)

  

 Jameson Block Party, 17 марта, 18:00
 Адрес — Арт-завод Платформа
 Событие в Фейсбуке
 Билеты — 150 грн

Читайте также:

Что такое block parties и как они повлияли на массовую культуру


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку на сайте

Дизайн — crevv.com
Розробка — Mixis